- Информация
- Сотрудники
- Публикации
- Оборудование
- Новости
- Демонстрационный материал
- Результаты выполнения научных проектов
- Эксперименты
- Публикации по грантам
Основание: решение Координационного совета Программы развития
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
(Протокол №704 от «28» 08 2018 г.).
Лаборатория нейромаркетинга и поведенческой экономики
Цели проекта:
Глобальная цель:
Создание научно-технологической платформы с целью проведения научно-исследовательских работ в реальном секторе экономики.
Стратегическая цель:
Фундаментальные и инструментальные нейромаркетинговые исследования для создания ИТ - кластера на основе инновационных технологий.
Проект направлен на проведение фундаментальных и прикладных исследований по нейромаркетингу и поведенческой экономики для формирования единого информационного пространства, интегрированного в межвузовское и мировое информационное сообщество.
В рамках проекта предполагается решение следующих фундаментальных и прикладных проблем:
• изучение процесса следования потребителей за продуктовыми новинками под действием технологического развития предприятий торговли;
• исследования влияния рыночных трендов, изменений конъюнктуры рынка на поведение россиян;
• изучение в маркетинговых экспериментах с объектами торговли влияние планировки и выкладки на поведение отечественного покупателя, построение когнитивных карт потребительских предпочтений; определение особенностей поведения покупателей в разных типах торговых предприятий и регионах страны;
• получение новых научных данных о моделях и поведенческих реакциях потребителей товаров и услуг, проживающих на территории региона;
• тестирование продуктов новых и существующих продуктов на рынке;
• оценка эффективности взаимодействия человека с компьютеров за счет цифровой рекламы;
• проведение прикладных исследований и экспертиз по нейромаркетингу (тестирование торгового пространства, рекламы, упаковки, видеороликов и интернет-рекламы).
Стратегический результат: ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНОВ РОССИИ.
НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ С УЧЕТОМ АППАРАТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основные направления
Направление 1. УРБАНИЗМ И КОМФОРТНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА
Видимость, заметность, интерес к объектам
Что делаем:
− нейрокогнитивное восприятие городской среды: дизайн городских объектов, игровых площадок, детских зон, дорожных знаков, городских плакатов и социальной рекламы и пр.
Результаты: повышение субъективной оценки качества жизни в городах на основе грамотной организации городского пространства.
Что делаем:
− анализируем и прототипируем дорожные знаки, расстановки пешеходных переходов, исследуем их видимость, анализируем формат коммуникаций с водителями;
− исследуем поведение, паттерны и факторы, влияющие на работу водителей городского транспорта.
Результаты:
− снижение аварийности и загруженности дорог.
Что делаем:
− консультируем по дизайну и размещению объектов социальной и коммерческой наружной рекламы;
− исследование удобства и возможностей размещения рекламы навигации в аэропортах, ж/д вокзалах , автовокзалах, стадионов и иных объектам массового скопления людей.
Результаты: оптимизация потоков людей в местах скопления на основе рекомендаций по направлению и размещению указателей и вывесок.
Направление 2. СФЕРА ТОРГОВЛИ И УСЛУГ
Что делаем:
− исследования внимания покупателя: дизайн упаковки, полок, продвижение товаров, планирование магазина;
− тестирование организации торгового пространства в торговых объектах;
− тестирование рекламных материалов на этапе разработки и создания (образы, креатив, ролики, POS)
− оценка визуального и эмоционального качества рекламных материалов (стендов, сайтов, полиграфия, дизайн).
− тестирование видимости и эмоционального воздействия меню в ресторанах, кафе, заметности вывесок;
− тестирование качества оформления стендов, выставок и ярмарок, наружной, внутренней, стационарной рекламы
Результаты:
− управление торговыми площадями;
− рекомендации по оптимальной выкладке товара и мерчандайзингу, промо-материалами и их расположения;
− коммуникационные стратегии, профилирование аудитории для маркетинговых исследований.
Направление 4. ИНТЕРНЕТ-СРЕДА
Что делаем:
− исследование интернет-продуктов, Desktop-приложений, тестирование интернет-магазинов;
− тестирование навигации мобильных устройств, юзабилити исследование;
− тестирование навигации по сайтам, интернет-магазинам.
Результаты:
− рекомендации по оптимизации посадочной страницы веб страниц, меню, структуры юзабилити.
Сферы взаимодействия:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВО−БИЗНЕС (G2B)
- анализ восприятия коммуникаций через государственные институты и учреждения: налоговая служба, порталы государственных закупок, инвестиционные порталы с целью повышения эффективности их работы .
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВО− ПОТРЕБИТЕЛЬ (G2C)
- анализ восприятия коммуникаций через государственные порталы и службы;
- совместное маркетинговое и нейромаркетинговое исследование визуального и эмоционального восприятия среды в поликлиниках, детских садах, образовательных учреждениях разного уровня.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ−ПОТРЕБИТЕЛЮ (B2C)
- тестирование концепции продвижения товара (продовольственного/ непродовольственного), ценообразования, исследование продукта в конкурентной среде.
- тестирование упаковки продуктов, видимости маркировки, даты, цветовых сочетаний.
ЯРОШ ОЛЬГА БОРИСОВНА
доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела
Руководитель проекта
В 2005 году присвоена научная степень кандидата экономических наук. Диссертация защищена в Совете по изучению производительных сил Украины Национальной академии наук Украины (г. Киев). Специальность: экономка промышленности. В 2012 году присвоено ученое звание доцента. Докторская диссертация защищена: ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (г. Ростов на Дону), апрель 2015 г. Специальность 08.00.05-экономика и управление народным хозяйством.
Повышение квалификации в 2018 г. – специалист по проведению нейромаркетинговых исследований. Свидетельство № 131439, выдано НИУ Высшая школа экономики, г. Москва
Достижения: Награждена грантом ВР Крыма за лучшую работу по экономике среди молодых ученых (2012 г.). Грамотой Президиума Государственного совета Республики Крым (2017 г.). Действительный член Крымской Академии Наук по отделению экономика (2016 г).
Руководство научными проектами, грантами:
Проект Европейской комиссии им. Жана Моне с 2012 по 2014гг
Грант РФФИ № 17-32-00009 «Рынок органической продукции в регионе: формирование конъюнктуры и товародвижения» с 2017 г по 2019
Грант РФФИ № 19-110-50258 «Поведение потребителя: методы и алгоритмы нейромаркетинга»
Грант РФФИ №20-010-00473 «Исследование информационной асимметрии на основе методов и алгоритмов нейромаркетинга» с 2020 г.
Сфера научных интересов: геомаркетинг в системе гравитационных исследований пространственных данных, экологический маркетинг, модели потребительского поведения, нейромаркетинг, нейролингвистика и экономическая психология.
Опыт и практические навыки:
Специалист по нейромаркетингу и психолингвистике, имеет практический опыт в исследованиях потребительского поведения. Обладает опытом проведения глубинных интервью. Владеет методикой выявления взаимосвязанных конструкций, влияния мыслей на поведение (ZMET). Имеет опыт проведения комплексных экспертиз по оценке документов при создании, разработке и содержанию брендбуков (тендер № 46 от 01.10.2018 г). Участвовала в проведении комплексных маркетинговых и социологических исследований для реального сектора экономики (тендер № 3207-4095/12/400 от 03.09.2018 г). «Сегментационный мониторинг и определение показателей восприятия бренда и позиционирования имиджа РНКБ Банк (ПАО)». Владеет методами экономико-математического и эконометрического анализа с использованием программ SPSS для исследования статистической информации. Имеет навыки подготовки стимульного материала для нейрофизиологических экспериментов в графических программах Adobe Photoshop CS3, Сorel Draw, Paint net. Владеет практическими навыками использования специализированного программного обеспечения, работающего с айтрекерами EventId и OGAMA (OpenGazeAndMouseAnalyzer).
Владеет методами выявления семантических ассоциаций методом семантического дифференциала, проведет серию тестов периферийного зрения, занимается визуальным восприятием основе анализа нисходящих стимулов в цепи мнемических процессов. Имеет опыт анализа пространственно распределённых данных с применением программного комплекса ArcGIS 10.4 и отдельных его модулей Network Analyst и Spatial Analyst.
РЕУТОВ ВИКТОР ЕВГЕНЬЕВИЧ
Доктор экономических наук, профессор
Директор Института экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
заведующий кафедрой маркетинга, торгового и таможенного дела.
Куратор проекта
В 1999 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Состояние и перспективы приватизации в Крыму» и получил ученую степень кандидата экономических наук. В 2003 г. присвоено ученое звание доцента. В 2011 г. защитил докторскую диссертацию. Тема: «Региональный вектор трансформационных сдвигов экономики Украины». Специальность: региональная экономика и размещение производительных сил. В 2013 г. присвоено звание профессора.
Председатель организационного комитета ряда научно-практических конференций, проводимых кафедрой по актуальным вопросам маркетинга, логистики, коммерции и торговой политики.
2019 г. – повышение квалификации по проведению нейромаркетинговых исследований на базе НИУ Высшая школа экономики, г. Москва
Заслуги и достижения:
Заслуженный работник образования АР Крым. Лауреат государственной премии Автономной Республики Крым в номинации «Образование». Эксперт федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. Член экономического совета при Председателе Государственного Совета Республики Крым. Член ассоциации региональных исследований (Великобритания), вице-президент Крымского регионального отделения Вольного экономического общества России.
Имеет опыт проведения комплексных экспертиз по оценке документов при создании, разработке и содержанию брендбуков. Руководит проведением комплексных маркетинговых и социологических исследований для реального сектора экономики.
Сфера научных интересов: нейромаркетинг, региональный маркетинг, глобальная регионализация, трансформационные сдвиги в экономике стран и регионов, региональная конкурентоспособность.
Под руководством В.Е. Реутова защищены 5 диссертаций на соискание ученого звания кандидата экономических наук.
КАЛЬКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
кандидат экономических наук, доцент кафедры
маркетинга, торгового и таможенного дела
Исполнитель
Кандидатская диссертация защищена в 2007 г. Специальность: Размещение производительных сил и региональная экономика. Тема кандидатской диссертации «Конкурентоспособность регионального рынка рекреационных услуг (на примере АР Крым)». В 2008 году присвоено ученое звание доцента.
Инициативное лицо – Организатор ежегодной конференции, проводимой кафедрой: «Трансформация хозяйственных связей и торговой политики региона в условиях реализации федеральных целевых программ». с 2016 г., член организационного комитета ряда научно-практических конференций, проводимых кафедрой.
Проходила повышение квалификации в ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» (г. Владивосток, 2016 г.) по программе «Медиаобразование в современном образовательном процессе», в ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по программе «Массовые открытые он-лайн курсы» (г. Москва, 2018 г.), в центре «ДППО» по программе «Компьютерные информационные технологии в системе образования» (г. Симферополь, 2018 г.), в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по программе «Повышение квалификации специалистов в области проведения нейромаркетинговых исследований» (г. Москва, 2019 г.).
Достижения и заслуги:
2011 г. – Награждена нагрудным знаком «В связи с юбилеем факультета экономики и менеджмента» НАПСК.
2018 г. – Награждена благодарностью Председателя Государственного совета Республики Крым «За весомый личный вклад в становление Республики Крым, выдающиеся заслуги в образовательной, культурной, социально-экономической и других сферах общественной деятельности, добросовестный труд, высокий профессионализм и в связи с Днем России».
Участник гранта РФФИ №20-010-00473 «Исследование информационной асимметрии на основе методов и алгоритмов нейромаркетинга» с 2020 г
Сфера научных интересов: изучение проблем конкурентоспособности региональных социально-экономических систем в условиях трансформационной экономики; нейромаркетинговые продуктовые исследования.
Опыт и практические навыки:
Специалист по ребрендингу и нейробрендингу рекреационных территорий. Участвовала в качестве исполнителя в Государственном контракте №54 от 08.10.2018 г. (оказание услуг по разработке Стратегии туристического кластера Республики Крым). Владеет современными технологиями исследования регионального и городского пространства. Владеет навыками разработки стимульного визуального материала (Paint 3D). Имеет практические навыки работы с инструментарием нейромаркетинговых исследований: (EventIDE, Ogama), имеет профессиональные навыки по разработке стратегических направлений развития территории. Знание особенностей организации и функционирования регионального экономического пространства, формирования конкурентных преимуществ конкретной территории, в том числе городской. Имеет практические навыки проведения полевых маркетинговых и социологических исследований с использованием современных технологий.
ВЕЛЬГОШ НАТАЛЬЯ ЗИНОВЬЕВНА
Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга,
торгового и таможенного дела, начальник отдела сопровождения
и мониторинга научно-исследовательской работы
Исполнитель
В 2008 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук в Институте проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, г. Одесса. Инициативное лицо – организатор ежегодной межрегиональной научной конференции с международным участием «Проблемы и перспективы реализации модели торговой политики», член организационного комитета ряда научно-практических конференций, проводимых кафедрой.
В 2015 г. приняла участие в «Региональной сессии практического консалтинга» LOGA Group & Seed Forum International Foundation в городе при генеральной поддержке ОАО «РВК», получила практические навыки инвестиционной презентации проекта. В 2015 г. успешно прошла практический курс «Таможенное оформление товаров» в АНО «ЦПО «Альта», г. Москва.
В 2016 г. прошла повышение квалификации в ВолГТУ по дополнительной профессиональной программе «Интеграция в мировую науку: рецензируемые международные журналы и базы данных». В 2017 г. успешно прошла курс «Публикации в международных журналах: теория и практика – от азов к мастерству» в ООО «Академия «Эко-Вектор», г. Санкт-Петербург, а также дистанционный курс «Массовые открытые онлайн курсы в образовании» МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Севастополь.
В 2019 г. прошла повышение квалификации по проведению нейромаркетинговых исследований на базе НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва.
Участие в тренингах – совместных проектах КНЭУ им. В. Гетьмана и Исполнительного Агентства по вопросам образования, аудиовизуальных средств и культуры Европейской комиссии им. Ж. Моне: «Адвокация европейской интеграции» (№ 199755-LLP-1-2011-1-UA-AJM-MO) (2011 u/), «Инновационное и инвестиционное развитие ЕС» (№ 529031-LLP-2012-UA-AJM-MO) (2012 г.).
Заслуги и достижения:
В 2014 г. награждена благодарностью Главы Республики Крым за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм и в связи с Днем народно единства. В 2017 г. награждена грамотой ректора КФУ им. В.И. Вернадского за добросовестный труд, высокий профессионализм, личный вклад в подготовку квалифицированных специалистов в области экономики и управления.
В 2016 г. награждена грантом Государственного Совета Республики Крым за лучшую работу по экономике для молодых ученых Республики Крым на тему: «Формирование конкурентных преимуществ в Республике Крым с учетом показателей ее социально-экономического развития» (Постановление Президиума Государственного Совета РК от 02.02.2016 г. № п170-1/16).
Сфера научных интересов: нейромаркетинговые продуктовые и территориальные исследования, исследование конкурентоспособности товаров, предприятий, регионов и стран, выявление конкурентных преимуществ и формирование конкурентной стратегии, актуальные вопросы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, проблемы и перспективы региональной, межрегиональной и внешней торговли, маркетинговые исследования регионального товарного рынка, маркетинг территорий.
Опыт и практические навыки:
Участвовала в проведении комплексных маркетинговых и социологических исследований для реального сектора экономики: договор № 3207-4095/12/400 от 03.09.2018 г. «Сегментационный мониторинг и определение показателей восприятия бренда и позиционирования имиджа РНКБ Банк (ПАО)». Участник рабочей группы по гранту РФФИ №20-010-00473 «Исследование информационной асимметрии на основе методов и алгоритмов нейромаркетинга» с 2020 г.
Имеет опыт обработки социологической и маркетинговой информации в специализированных программах, имеет аналитические навыки работы, владеет графическими редакторами и техниками проведения нейромаркетинговых экспериментов, владеет навыками разработки стимульного визуального материала, имеет практические навыки работы с инструментарием нейромаркетинговых исследований (EventIDE), что позволяет, как проводить социологические опросы, так и планировать и реализовывать нейрофизиологические эксперименты. Имеет навыки организации и проведения круглых столов по вопросам нейромаркетинговых исследований.
МИТИНА ЭЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА
Старший преподаватель кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела
Исполнитель, МОЛ
В 2004 г закончила Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского по специальности «Финансы», квалификация специалист по экономике и предпринимательству.
2016 г – повышение квалификации в ВолГТУ по дополнительной профессиональной программе «Интеграция в мировую науку: рецензируемые международные журналы и базы данных», регистрационный номер - У342-2016.
2018 г. – специалист по проведению нейромаркетинговых исследований. Свидетельство № 131438, выдано НИУ Высшая школа экономики, г. Москва
С 2019 г. является соискателем кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Входит в состав оргкомитетов шести ежегодных конференций, проводимых под эгидой кафедры.
Сфера научных интересов: экологический маркетинг; исследования потребительских предпочтений классическими и инновационными методами, маркетинговые инструменты, применяемые в нейромаркетинге, выявление противоречий между осознанным поведением потребителя и его бессознательными психическими процессами.
Опыт и практические навыки:
С 2017 г исполнитель по гранту РФФИ № 17-32-00009 «Рынок органической продукции в регионе: формирование конъюнктуры и товародвижения» для проведения научных исследований:
— разработка и апробирование методики расчета индексов потребительской лояльности;
— создание обоснованных маркетинговых стратегий для каналов распределения;
— разработка дизайна нейромаркетингового эксперимента;
— обработка данных о нейрофизиологии восприятия экологической маркировки органической продукции как гарантии безопасности продукции.
Исполнитель по гранту РФФИ №20-010-00473 «Исследование информационной асимметрии на основе методов и алгоритмов нейромаркетинга» с 2020 г
Имеет опыт технического обеспечения для организации экспериментов, настройки оборудования, проведения лабораторных и выездных нейромаркетинговых исследований. Статистической обработкой данных и их интерпретацией
Удостоверения первой группы сотрудников
Удостоверения второй группы сотрудников
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
А) Исследования в сфере нейробрендинга:
- разработанная экспериментальная парадигма о том, что потеря информации связана с увеличением эксцентриситета, что позволяет осуществлять предиктивное прогнозирование успеха рекламы территориальных логотипов на основе выделенных нейрофизиологических метрик; выявленные экспериментальным образом закономерности потребительского восприятия маркетингового продвижения бренд-идентификаторов, заключающиеся в том, что первичное значение имеет форма и его смысловая нагрузка, на втором месте идет его расположение в зависимости от угла зрения для потребителя, а на последнем – цвет. Черно-белые изображения бренд-идентификаторов воспринимаются как более сложные, так как на них идет в среднем в 1.5 раза больше зрительных фиксаций. Наиболее просматриваемая испытуемыми часть находится в поле зрения 0° до 45°, это показывают самые большие фиксации визуального внимания, в то время как при угле обзора 135°-180° и 90°-135° регистрируются самые большие саккады, указывающие на сниженное внимание и низкий интерес к этим зонам в предъявляемых визуализациях.
Б) Исследования в сфере нейрокоммуникаций:
- разработанная методика управления вниманием потребителя в информационно-насыщенной конкурентной среде на основе данных окулографических исследований. Объективизация данных движения глаз испытуемых по предлагаемой методике дает возможность успешного создания визуально значимых логотипов с учетом зрительных фиксаций на их смысловых формах в цепи мнемических процессов, связанных с усвоением центральной и периферийной визуальной информации.
- разработанные алгоритмы анализа с описанием процедур проведения исследования визуальной нейрокоммуникации айдентики брендов. Проведение исследование бренд-идентификаторов по указанной методике позволило выявить закономерности в глазодвигательном поведении потребителей. Так, высокая визуальная заметность логотипов имеет хорошую оценку запоминаемости.
- подходы к формированию бренда территорий, которое способствует существенному укреплению национальной идентичности, направленной на устранение различных противоречий религиозного, национального, а также решение проблемных вопросов, связанных с сосуществованием различных социальных групп в пределах одного региона.
- методики и подходы оценки эмоционального и ассоциативного восприятия логотипов городов, курортных городов Крыма. Выявлена корреляция между количеством обратных фиксаций и скоростью нахождения логотипов, а также гендерными различиями в их восприятии. Найдены наиболее запоминающиеся идентификаторы бренда с учетом гендерных особенностей.
В). Нейромаркетнговые исследования потребительского поведения
- разработанный метод визуальной видимости криптомаркировки потребителем для понимания ситуативного поведения в процессе принятия решений, данный метод включает исследовательский алгоритм, основанный на расчете индексов информационной нагрузки визуальных объектов, присутствующих на упаковке;
- полученные новые данные, в частности тепловые карты, карты сканирования объектов, показывающие зрительное внимание потребителей при выборе товаров в виртуальной среде. Данное исследование касалось визуальной заметности экологических маркировок. Было показано, что несмотря на то что экомаркировка в среднем сильней привлекает внимание, больше потребитель запоминает поддельную «псевдоорганическую» маркировку, которая является одним из методов недобросовестного маркетинга. При этом данный эффект сильней просматривается в разрезе половозрастных групп испытуемых.
ОПЫТ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
- опыт проведения комплексных экспертиз по оценке документов при создании, разработке и содержанию брендбуков (тендер № 46 от 01.10.2018 г).
- опыт проведения комплексных маркетинговых и социологических исследований для реального сектора экономики (тендер № 3207-4095/12/400 от 03.09.2018 г). «Сегментационный мониторинг и определение показателей восприятия бренда и позиционирования имиджа РНКБ Банк (ПАО)».
- опыт в разработке Стратегии туристического кластера Республики Крым (Государственным контракте №54 от 08.10.2018 г. (оказание услуг по разработке)
Публикации коллектива по направлению нейромаркетинг
За время существования лаюоратории проведено семь пилотных экспериментов, обработаны данные с помощью специализированных программ, получены результаты и подготовлены к публикации 7 статей в рецензируемых изданиях Web of Science и Scopus.
- Yarosh O. Neurobranding in territorial development: from traditional to innovative // Advances in Economics, Business and Management Research.- V. 90. 2019. - P.313−315 (WoS). Режим доступа: https://doi.org/10.2991/ispcbc-19.2019.76
- Reutov V.E., Mitina E.A., Kalkova N.N. Socio-economic approach to the formation of the territory brand using of the neuromarketing tools // IOP Material Science and Engineering .-2020 –
- Kalkova N.N., Yarosh O.B., Velgosh N.Z., Mitina E.A Neuromarketing Research of Consumers' Visual Perception of a Cryptomarking on a Product Package // IOP Material Science and Engineering .-2020.-
- Калькова Н.Н., Реутов В.Е., Митина Э.А., Вельгош Н.З. Нейромаркетинговое исследование когнитивного восприятия потребителями маркировочной информации на упаковке продукции // IOP Material Science and Engineering .-2020
- Еременко Ю.А., Улановская О.Н., Ремесник Е.С. Исследование семиотического аспекта в молодежной коммуникации на основе нейротехнологий // Социс.-2020.
- Kalkova N. N, Mitina E A, Yarosh O B, Velgosh N. Z Neuromarketing study of the visual perception of city logos // Economic Policy.-2020
- Калькова Н.Н, Ярош О.Б., Митина Э.А. Нейрокогнитивные особенности восприятия маркировки органической продукции // International Journal of Food Science & Technology.-2020
- Kalkova N, Yarosh O, Mitina E, Khokhlov V. Asymmetry of visual perception when choosing products: methods and algorithms of neuromarketing // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering (IJITEE) ISSN: 2278-3075, Volume-X, Issue-X, June 2020 Режим доступа: https://www.ijitee.org/download/volume-9-issue-8/
ВАК и РИНЦ
- Митина Э.А., Вельгош Н.З., Калькова Н.Н. Ценообразование как триггер потребительского поведения при выборе молока // Финансы, банки, инвестиции.-2019.-№4.- С. 214−228. https://elibrary.ru/item.asp?id=42554962
- Ярош О.Б., Митина Э.А. Нейромаркетинговое исследование органической маркировки // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2019.-№4. – С. 282−293. https://elibrary.ru/item.asp?id=41581621
- Ярош О.Б. Нейромаркетиг: новые возможности в исследовании потребительского поведения // Экономика и бизнес: теория и практика.-2018.-№7−С. 149−153 Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35377587
- Ярош О.Б. Визуальный нейромаркетинг: методология исследования и инструменты // Ученые записки Крымского Федерального университета им. В.И. Вернадского. Серия Биология и Химия - 2019.-№4. Т. 5 (71). № 4. С. 233-247. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41758660
- Митина Э. А., Калькова Н. Н., Ярош О. Б. Бренд-идентификаторы как механизм регионального развития // Региональная экономика. Юг России.- 2020.- Том 8.- № 1.
- Ярош О.Б. Визуальный нейромаркетинг: методы измерения и метрики // Ученые записки КФУ. Серия Биология и Химия. − Том 6 (72).- 2020.- No 1. − С. 240–250.
- Ярош О.Б. Визуальный нейромаркетинг: пределы применения маркетинговых коммуникациях // Маркетинг в России и зарубежом.-2020 –№3.
ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИЙ
- Ярош О.Б., Митина Э.А. Нейромаркетинговые технологии: эффекты конгруэнтности и дивергенции // II Всероссийская с международным участием конференция «Тенденции развития интернет и цифровой экономики», Симферополь.-2019. С. 72-74
- Ярош О.Б. Особенности визуального восприятия веб-страниц // Теория и практика экономики и предпринимательства: XVII Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция.- Симферополь-Гурзуф, 2020.-С.80-82 Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42762377
- Ярош О.Б. Визуальный нейромаркетинг как метод изучения поведения потребителя // Ломоносовские чтения: Материалы ежегодной научной конференции МГУ 22-24 апреля 2020 года, г. Севастополь) / Под ред. О.А. Шпырко. – Севастополь: Филиал МГУ в г. Севастополе, 2020.- С. 231−232 Режим доступа: https://sev.msu.ru/wp-content/uploads/2020/05/Lomonosovskie_chtenija-2020.pdf
Монографии
- Визуальный нейромаркетинг: фундаментальные и прикладные исследования: монография / под. ред. О. Б. Ярош, В. Е. Реутова. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020. – 270 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42663608
ОБОРУДОВАНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ:
- ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЧЕСКОГО ЛИЦЕВОГО КОДИРОВАНИЯ
Описание:
Функциональные особенности применяемого оборудования
− Cистема кодирования лицевых движений П. Экмана
− Построение графика динамического изменения интенсивности эмоций испытуемого во времени
− API
− Возможность записи видео-файлов с веб-камеры
− Возможность записи экрана компьютера синхронно с записью видео с веб-камеры
Программное обеспечение работает, выполняет следующие шаги:
- Обнаружение лица - находит точное положение лица, используя алгоритм Виолы-Джонса.
- Моделирование - создается точная двумерная модель лица, которая описывает ключевые точки.
- Глубокая классификация лица. Этот популярный метод искусственного интеллекта позволяет напрямую классифицировать лицо по пикселям изображения, используя искусственную нейронную сеть для распознавания узоров. Это дает возможность программному обеспечению анализировать лицо, даже если часть его скрыта.
- Классификация. Искусственная нейронная сеть использует более 10 000 изображений для классификации основных эмоциональных выражений и ряда свойств, включая направление взгляда, ориентацию головы и такие характеристики, как пол, возраст и этническая принадлежность.
Типы источников ввода, обычно используемые при анализе эмоций, включают анализ видео, анализ в реальном времени с использованием веб-камеры и неподвижные изображения.
Это ведущее профессиональное программное обеспечение для автоматического распознавания и анализа выражений лица.
Возможности оборудования
Возможность анализа выражения лица, предоставляющей автоматическую и объективную оценку эмоций человека, наличие и интенсивность выражений: счастливый, грустный, злой, удивленный, испуганный, а также выявляют отвращение, презрение и нейтральность / отсутствие эмоций. Так, «счастливые» индикаторы могут предсказать эффективность рекламы, они являются предикторами намерения покупки.
- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АКТИВНОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ЭМОЦИЙ
Оборудование: полиграф – для оценки влияния эмоциональной вовлеченности потребителей в процесс принятия решений.
Осуществляется глубокий анализ эмоционального состояния опрашиваемого на основе 11 датчиков, которые анализирует частоту дыхания человека, реакцию кожи, изменение давления и кровообращения, речи.
Из сердечно-сосудистых показателей наиболее часто используется частота сердечных сокращений (ЧСС), различные показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР), изменение артериального давления (АД) и амплитуду плетизмограммы, регистрируемой с конечностей тела или с головы респондента.
Для нейромаркетинговых исследований наиболее эффективными с точки зрения временного разрешения являются реакция электропроводности кожи и изменение амплитуды плетизмограммы. На основании этих показателей можно оценить эмоциональную вовлеченность и валентность (знак эмоции).
- ОКУЛОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ АЙТРЕКЕРОВ
А) Стационарный айтрекер
В) Переносные очки-айтрекер для полевых исследований
В отличие от настольных систем, мобильные айтрекеры позволяют свободно перемещаться в пространстве и рассматривать объекты в режиме 3D.
•Определять то, что привлекает внимание и интерес человека;
•Анализировать индивидуальное восприятие мира и причины принятия человеком различных решений;
•Получать спонтанные бессознательные (неотфильтрованные сознанием) показания поведения (внимания) и решения человека;
•Исследовать точное поведение (внимание) человека в режиме реального времени.
Данные, получаемые с айтрекеров дают возможность получать:
- Тепловые карты (Heat Map)
- Карты фиксаций (Focus Map)
- Карта перемещений (Gaze plot)
- Карта точек (Bee-Swarm)
- Экспорт статических результатов
- Запись видеоэкрана
- Импорт данных из других систем айтрекинга
- Зоны интереса AOI, в т.ч. динамические
- Нейронная обратная связь;
- Интерфейс Мозг-Компьютер (BCI);
- Когнитивные исследования.
- ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ
Это метод измерения электрической активности коры головного мозга. Дает возможность анализировать уровень вовлеченности, возбуждения, мотивации, разочарования, то есть разные виды когнитивной нагрузки и мотивационного состояния. Признается одним из лучших инструментов для определения колебания уровня рабочей нагрузки.
А) портативный комплекс ЭЭГ
Эффективный инструмент для исследований в области нейрофизиологии, разработок в сфере интерфейсов мозг-компьютер (ИМК) решения задач, нейромаркетинга. Прибор для измерения и регистрации разности потенциалов между точками головного мозга, располагающимися в глубине или на его поверхности, и записи электроэнцефалограммы.
Позволяет исследовать психофизиологические реакции потребителей
- Совмещение данных от разных инструментов для полной картины состояния испытуемого.
Б) Нейроплэй 4С
Мобильная 4-х канальная система на сухих (безгелевых) электродах для регистрации и передачи по радиоканалу основных ритмов головного мозга человека для тестирования ЭЭГ на улице, в магазинах и другой реальной среде.
В состав комплекта входит:
− Прикладное программное обеспечение «Кортекс» для регистрации ЭЭГ и мониторинга уровня основных ритмов головного мозга человека
− Программное обеспечение «БиоЭхо» для тренировки альфа - бета - тренинга, мониторинга состояния человека.
Может быть использован для:
- Нейропилотирования и управления в режиме «интерфейс мозг – компьютер»;
- Мониторинга состояния учащихся в процессе обучения;
- Тренировки альфа-состояния и людей с высоким уровнем стресса (водители, спортсмены, военные);
- Мониторинга состояний внимания и утомления у людей занятых на производстве и в бизнесе;
- Мониторинга состояния засыпания у водителей во время управления транспортным средством;
- Тренировки детей с нарушением внимания;
- Записи данных ЭЭГ в формате EDF.
- ГАРНИТУРА ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
В сочетании с отслеживанием, глаз обеспечивает новую экспериментальную среду для исследователей глазодвигательного поведения. Иммерсионная среда позволяет создать гибкие и реалистичные экспериментальные ситуации наряду с сохранением необходимых контролируемых факторов.
Обладают новейшей технологией, которая позволяет отслеживать и анализировать движения глаз. Глаза превращаются в интуитивные контролеры, что позволяет более быстро собирать и анализировать важные данные в маркетинговых исследованиях. Возможность загрузки видео и виртуальную среду, загрузка виртуальных прототипов продуктов для тестирования их восприятия.
Возможности оборудования
Проектирование коммерческого успеха производства товаров, рекламных роликов и пр.
Оценка и анализ сайтов, интернет порталов, и интернет-магазинов, приложений, выработка рекомендаций для улучшения их восприятия
Рекомендации по продвижению рекламы с оценкой уровня эффективности информации рекламируемой продукции.
Выбор вариантов продвижения с учетом предпочтениями целевой аудитории.
Выход монографии "Визуальный нейромаркетинг"
25-05-2020
В представленной монографии приведены результаты комплексных исследований глазодвигательного поведения, а также обобщена и систематизирована литература по методикам и техникам проведения айтрекинговых экспериментов.
Презентации о нейромаркетинге от наших специалистов:
Айдентика брендов в построении визуальной нейрокоммуникации
Грант РФФИ по научному проекту № 20-010-00473 А
Scopus Article Kalkova Yarosh Mitina Khohlov
ВАК Калькова Митина Вельгош НВФБИ 2021 1 в печати
ВАК Калькова Экономика и предпринимательство
Исследование информационной асимметрии в онлайн среде
Исследование информационной асимметрии в офлайн среде